В конце мая 2021 года независимые государства Южного Кавказа отметили знаменательный в историческом и в политическом плане юбилей. В Тбилиси, Баку и Ереване праздновали 103 лет с момента провозглашения первых независимых государств Закавказья – Грузии, Армении и Азербайджана.
Как мы все знаем, 22 апреля 1918 года депутат Закавказского Сейма меньшевик Ониашвили предложил: “Закавказский Сейм решил провозгласить Закавказье независимой Демократической Федеративной Республикой” — и это предложение было поставленно на окончательное голосование, большинство проголосовало за. Таким образом, была создана Закавказская Демократическая Федеративная Республика.
Естественно, что разные стороны восприняли это по-разному. Закавказский Краевой Совет одобрил это решение. Однако товарищЧ Сталин, был недоволен этим на страницах правды. Это недовольство отчасти можно было понять. Его недовольство выражалось в том, что “объявление Сеймом независимости Закавказья, призванное развязать руки Тифлисскому “правительству”, на самом деле бросило его в ловушку международных хищников”. Конечно, в первую очередь он был возмущён, что Закавказье «предало дело революции», но он был прав, когда говорил, что объявление независимости бросило нас в ловушку международных отношений.
Однако, тогдашние личности не располагали той информацией, что есть у нас сейчас. Поэтому мы в праве сделать анализ тех событий. В первую очередь важно заметить то, почему Сейм объявил о независимости и при каких обстоятельствах это было совершено. Во вторую очередь, что из себя представляла Республика. В третью, что пытался и предпринимал Сейм и его Правительство для сохранения и развития страны. В чётвёртую, каков был состав сил и на чьей стороне был перевес в войне. В пятую, что подтолкнуло Грузинский Национальный Совет на роспуск ЗДФР. В шестую, какими последствиями это обернулось. На шестой вопрос, мы дадим ответ в 3-ёх следующих статьях.
Как известно война на Кавказском фронте шла далеко не в пользу России. Мы сдавали позицию за позицией. Люди умирали в боях за Карскую крепость и Батум. Сейм думал, что делать, чтобы спасти народ. В Сейме ни раз поднимался вопрос об объявлении своей независимости, но у большинства была боязнь своего северного соседа. Однако, когда в Сейме поняли, что они забыты Россией и предоставленны лишь самим себе и судьба их зависит только от них самих, они вынесли окончательный вопрос о независимости, где большинство высказалось за. Первыми лицами, выступавшими за обретение независимости, были члены партии «Мусават». Сам Расулзаде заявлял, что они ожидали, что революция в России принёсёт свободу народам угнетённым в ней, однако революция принесла лишь большее угенетение, чем при деспотах.
До обретения независимости Закавказская делегация попыталась проводить всяческие дипломатические интриги и даже как-то раз попыталась обмануть турок, говоря, что Закавказье «почти независимо».
Т.е. мы уже видим, что Сейм и его правительство не стремились к обретению независимости. Скорее они просто желали побыстрее прекратить войну, раздиравшую Кавказ и его народы. Таким образом, видя наплевательское отношение России к фронту и населению, Сейм принял решение об обретении независимости.
Как только ЗДФР обрела независимость Сейм уполномочил Чхенкели, как главу правительства, сформировать его. Кабинет министров был сформирован заранее, и Сейм проголосовал за него. Премьер-министр сразу же телеграфировал Вехиб-паше, что независимая ЗДФР принимает условия Брест-Литовского мирного договора, и готова к переговорам в Батуме. Также он попросил на момент проведения переговоров прекратить военные действия. Телеграмма была передана через генерала Назарбекова, который командовал армянским корпусом в обороне Карской крепости.
Также нужно было покинуть самую защищённую крепость в Южном Кавказе — Карскую крепость (одно из условий Брест-Литовского договора). На эвакуацию требовалось 2 недели, но турки не желали давать нам это время. Даже после отдачи приказа бои продолжались, потому что в одних местах он был отдан с опозданием, а в других и вовсе не воспринимался всерьёз, из-за чего малые боевые действия продолжались. После известия о приходе турок, христианское население начало массово уезжать из города. Люди несли на спине детей и все драгоценные вещи. Те, кто был очень стар либо болен для того, чтобы идти пешком, остались в городе. 25 апреля в 21:00 турки вступили в город
Вернёмся к правительству. Чхенкели сформировал Кабинет Министров 26 апреля, который был в следующем составе:
Премьер-министр — А.И. Чхенкели
Министр иностранных дел — А.И. Чхенкели
Министр внутренних дел — Н.В. Рамишвили
Министр финансов — А.И. Хатисян
Министр путей сообщения — Х. Мелик-Асланов
Министр юстиции — Ф.И. Хойский
Военный министр — Г.Т. Георгадзе
Минист земледелия — Н.Г. Хомерики
Министр просвещения — Н.Ю. Усуббеков
Министр торговли и промышленности — М.Н. Гаджинский
Министр продовольствия — А.И. Саакян
Министр социального обеспечения — Р.И. Качазнуни
Министр труда — А.А. Эрзинкян
Министр государственного контроля — И. Гейдаров
По ровну были разделены министерства между национальностями. По 4 на каждую. Большая часть самых важных постов была в руках в азербайджанцев и грузин. Армянам было отдано лишь одно важное министерство — министерство финансов.
Представляя Кабинет Министров сейму Чхенкели назвал текущие задачи перед его правительством:
1) Разработка Конституции;
2) Определение границ государства;
3) Прекращение войны;
4) Борьба с контрреволюцией и анархией;
5) Земельная реформа.
Расулзаде приветствовал заявление Чхенкели, но мягко намекал, что Баку не является частью ЗДФР.
28 апреля Османская Империя признала ЗДФР.
Деятельность Сейма за всё время существования ЗДФР крутилась вокруг прекращения войны. Была отправлена делегация в Батум в количестве 45 человек. Главой делегации был Чхенкели. Ведущими членами делегации были Николадзе, Хатисян, Качазнуни, Гаджинский и Расулзаде. 11 мая началась Батумская конференция.
Руководителем османской делегации был Халил-бей, переводчиком его был Орхан-бей. По настаиванию турков на конференцию был приглашён Гейдар Бамат — представитель Северо-Кавказской Горской Республики.
Халил-бей, после всех формальностей сказал, что мол их не устраивают условия одного лишь Брест-Литовского договора, т.к. переговоры в Трапезунде были прерваны Закавказьем, поэтому они имеют претензию на ещё одну территорию.
Батумская конференция стала точной копией Трапезундской. Но на Батумской конференции был немецкий генерал фон Лоссов. Он в конце конференции попросил копию договора.
Текст “Договора о мире и дружбе между Оттоманским правительством и Конфедеративной Закавказской Республикой” содержал, как оказалось, двенадцать статей и три приложения. Был предложен также отдельный дополнительный договор, касающийся военных вопросов. Самой важной частью составленного договора была та, которая касалась турецких территориальных требований, включавших Ахалцихский и Ахалкалакский районы Тифлисской губернии, город Александрополь, большую часть Эчмиадзинского района и железную дорогу Карс – Александрополь – Джульфа. Принять эти требования означало отдать туркам Армению.
Мнения разделились и тут и началось. Азербайджанские делегаты всячески были за принятие договора, в то время, как армянские и грузинские делегаты выступали против, потому что это могло бы плохо обернуться для христианского населения. Все эти споры приводили к тому, что турки выдвигали всё больше и больше претензий. Как например, выдвижение претензии на Александрополь, потому что обнаружили «британские войска в Джульфе». Рамишвили телеграфировал это Назарбекову, после чего Назарбеков получил известие о том, что Джульфе оказывается нет британских войск. Было очевидно, чего хотят турки на самом деле. Также были удивлены все, когда турки выдвинули претензии на никогда не принадлежавшую им Нахичевань.
Возникли тёрки между азербайджанцами и армянами. Принимая этот договор, фактически был бы потерян армянский народ. Азербайджанцам же от этого всё равно ничего не было бы, ведь турки могли им помочь в освобождении Баку. Да и к тому же всё это бирмиллятство тогда было распространенно среди азербайджанского политического круга. Однако они и понять не могли, а некоторые и не могут сейчас, что турки нас как использовали в своих целях, так и используют сейчас, а за братьев не считают. Турки настолько далеко в своей лжи ради закидывания претензиями зашли, что заявили, что в Баку (тогда он был под властью БакСовета) есть британские войска, на что ответил сам товарищЧ Сталин, что мол никаких там британцев нет.
Батумские преговоры провалились. Халил-бей настаивал на первоначальных условиях. Чхенкели давал старые ответы. Стало ясно, что переговоры зашли в тупик. Фон Лоссов предложил посредничество Германии Чхенкели, но на это должен был дать согласие и Хахил-бей.
Гаджинский настаивал на том, чтобы сказать Халил-бею, перед тем, как ответить фон Лоссову, и армяне с грузинами стали сомневаться в лояльности азербайджанцев настолько, что Чхенкели не выдержал и задал вопрос прям в лоб, не зависит ли решение Закавказской делегации от самого Халил-бея. Гаджинский решил сделать часовой перерыв. Хатисян выступил против, т.к. думал, что Гаджинский собирается оповестить Халил-бея, на что Гаджинский решил не давать ответа. Всё следующее время азербайджанцы информировали турок.
Турки продолжали боевые действия. Эта война раздирала Южный Кавказ на части. 21 мая 1918 года состоялось заседание, на котором присутствовали Жордания, Николадзе, Сургуладзе и Авалов от Грузии; Хойский, Пепинов, Юсуббеков, Сафикюрдский, Хасмамедов и Джафаров от Азербайджана. Азербайджанцы намекнули, что тройственная Закавказская Республика может не выдержать данный кризис, и что они хотели бы вместо нее сохранить, по крайней мере, “дуалистическое государство”. Грузины ответили, что если такой удар постигнет Закавказье в Батуме, Грузия будет считать себя вправе действовать по своему усмотрению.
Грузины всё время существования ЗДФР были этаким камнем преткновения между азербайджанцами и христианами, и всегда являлись прагматиками. Увы, но при таком раскладе грузины не видели уже выхода в дальнейших переговорах со своими азербайджанскими и армянскими коллегами и начали свою игру.
Таким образом, 26 мая Грузинский Национальный Совет, опередив и не оповестив всех объявил о своей независимости в Закавказском Сейме. Так и погибла только начавшая своё существование Закавказская Демократическая Федеративная Республика.
Исходя из всего выше сказанного, мы можем сделать вывод, что Закавказье не могло долго просуществовать потому что:
1) Государство было мертворождённым.
2) Государство было создано в военное время. При чём во время очень сложных обстоятельств, что просто задушили это государство и его внутренний порядок.
3) Государство было лишь на бумаге. По сути у ЗДФР не было ни то, что своей Конституции, законодательства и т.д. У него не было даже своих символов. Тот же флаг, что вы можете увидеть в интернете у Закавказья, по сути не факт, что являлся истинным его флагом. Некоторые историки утверждают, что именно это знамя, похожее на Германский флаг было флагом ЗДФР. Я молчу уже о том, что Сейм был создан, исходя из бывших имперских выборов.
4) Как и писал Сталин, Южный Кавказ был отдан в руки гегемонам международной арены, которая и решала судьбу этого региона с момента провозглашения его независимости.
5) Северный сосед.
Однако, не смотря на то, что такое государство просуществовало так мало времени, оно всё равно дало нам, народам Южного Кавказа какой никакой, а опыт ведения национальной, демократической, республиканской политики управления. За это мы должны быть благодарны нашим предкам, которые пытались сохранить это государство и вывести Южный Кавказ из кризиса международных отношений. Видя перед собой надпись «ЗДФР», мы не должны видеть обычные 4 буквы, которые никак не характеризуют месяц из жизни наших народов, напротив, мы должны видеть в этих 4-ёх буквах то, что породило наши современные национально-республиканские движения и настроения. Мы должны видеть часть истории, в которой есть ошибки, которые нам нарушать просто непростительно. Наступая на одни и те же грабли, приводя к тому же, что было при ЗДФР, мы высказываем наше неуважение к предкам, делавшим всё ради нас и нашего будущего. Так сказать, спасибо прадедам за попытку.
საქართველოს პროკურატურამ საპროტესტო აქციის მიმდ...
სასამართლომ 14 მაისს პარლამენტის შესასვლელთან გ...
საქართველოს პროკურატურამ თბილისში, მელიქიშვილის...
საქართველოს პროკურატურა, საგარეჯოში დამამძიმებე...
საქართველოს პროკურატურამ მოქალაქეთა კუთვნილი დი...
Mana press